Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Платформа Объясняем.рф
#МояХартия
Важно: Об опасности употребления СНЮС!

Портал «Растимдетей.рф»
О недопустимости незаконных сборов!
Безопасные детские сайты:

Профилактика плоскостопия

Плоскостопие

• Плоскостопие — статическая деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Оно бывает продольное и поперечное, но встречается и смешанное. Продольное плоскостопие составляет более 55% всех деформа­ций стопы. Поперечное плоскостопие встречается реже и является следстви­ем относительной слабости и недостаточности мышечно-связочного аппара­та стопы и голени.

Нередко плоскостопие бывает одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии, сопровождающемся уплощением свода стоп, резко понижает­ся опорная функция ног, изменяется положение таза, затрудняется походка. Дети, страдающие плоскостопием, не могут долго стоять и ходить, быстро устают, жалуются на боли в ногах и спине. Одним из проявлений плоскосто­пия могут быть головные боли — как следствие пониженной рессорной функ­ции стоп.

Причинами развития плоскостопия обычно бывают: раннее встава­ние и ходьба, слабость мышц стоп, чрезмерное их утомление в связи с дли­тельным пребыванием на ногах, избыточный вес, неудобная обувь, а также ряд заболеваний (например, перенесенные рахит, полиомиелит), травмы стопы и голеностопного сустава (вывихи, подвывихи, переломы) и т. д.

Признаками выраженного плоскостопия являются уплощение и рас­ширение стопы, особенно в средней части, пронация пятки наружу. Диа­гноз «плоскостопие» подтверждается плантографией — отпечатком стопы с помощью красящих растворов. В некоторых случаях необходима рентге­нография.

Определить форму стопы в домашних условиях можно так: смазать сто­пы ребенка подсолнечным маслом и поставить его на лист белой бумаги, хо­рошо впитывающей масло. При этом надо отвлечь внимание малыша. Через 1 —1,5 минуты снять его с бумаги и внимательно рассмотреть отпечатки стоп. Если следы имеют форму боба, то это свидетельствует о нормальных стопах: своды стоп приподняты и при движениях выполняют рессорную функцию. Если же отпечаталась вся стопа, следует заподозрить имеющееся или начи­нающееся плоскостопие, а если же дошкольник при длительной ходьбе жа­луется на боль в ногах, то здесь уже нужны консультация и помощь ортопеда.

По соотношению самой широкой и самой узкой частей следа считается свод нормальным 1:4, уплощенным — 2:4, плоским — 3:4.

Возрастные особенности формирования стопы у детей дошкольного возраста

Детская стопа по сравнению со взрослой более коротка и широка, а в пяточной области су­жена. Пальцы расходятся, в то время как у взрос­лых они плотно налегают друг у друга. У детей на подошве сильно выражена подкожная клетчатка, заполняющая внутренний свод стопы.

Кости стоп у детей дошкольного возраста в сравнении с костями взрослого более мягкие, эластичные, менее ломкие, но легко изгибающие­ся и деформирующиеся.

Одной из характерных возрастных осо­бенностей является еще не сформированный суставно-связочный аппарат стоп. Суставы в сравнении с суставами взрослых более под­вижны, а связки, укрепляющие своды стопы, ме­нее прочны и более эластичны. Вследствие это­го объем движений детской стопы больше, чем взрослой, поэтому детская стопа менее приспо­соблена к статическим нагрузкам. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому уплощению стоп. У ослаблен­ных, физически плохо развитых детей связки и мышцы стоп систематически перенапрягаются, растягиваются и теряют пружинящие свойства, поэтому бег, прыжки, подскоки им противопока­заны, так как стопа расплющивается, опускается ее внутренний свод и развивается плоскостопие.

В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, формирование ее не завершено, поэтому любые неблагоприят­ные внешние воздействия могут приводить к воз­никновению тех или иных функциональных от­клонений. С другой стороны, в этот возрастной период организм отличается большой пластично­стью, в связи с чем можно приостановить разви­тие плоскостопия и способствовать его исправле­нию путем укрепления мышц и связок стопы.

Профилактика плоскостопия у детей

В раннем детстве маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, в дальней­шем же, по мере роста ребенка, этот недостаток может увеличиваться и причинять много непри­ятностей. Поэтому важно предупреждать пло­скостопие, а если оно все-таки появилось, свое­временно проводить его коррекцию и лечение.

Предупреждением плоскостопия необхо­димо заниматься с раннего возраста. Для этого используются разные средства: это общее укреп­ление организма, обеспечиваемое рациональным питанием, длительным пребыванием на свежем воздухе, разнообразными движениями, подвиж­ными играми, а также специальные мероприятия для укрепления стопы.

Велико значение для профилактики пло­скостопия правильно подобранной обуви. Раз­мер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стоп, предохра­нять их от повреждений, не затруднять движе­ний. Детям нужна обувь на небольшом каблучке высотой 5—8 мм, с упругой стелькой и крепким задником.

Предупредить плоскостопие можно также подбором специальных упражнений, способ­ствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Рекомендуются упражнения в положении сидя, упор руками сзади: захваты­вать пальцами ног палочки, шарики, переклады­вать их вправо, влево, сгибать и разгибать пальцы ног, разводить носки в стороны, выполнять сто­пой круговые движения.

Для укрепления свода стопы необходи­мо больше использовать ходьбу и бег. Эти виды движений не только благоприятно воздейству­ют на весь организм, но и служат эффективным средством предупреждения плоскостопия. Осо­бенно полезна разнообразная ходьба на носках и на наружных краях стоп. Также рекомендуется лазание по гимнастической лестнице, канату бо­сиком.

Врачи советуют применять ежедневные ножные ванны перед сном, в летний период как можно чаще использовать ходьбу босиком по рыхлой, неровной поверхности — земле, песку, мелким не острым камешкам, а также по воде.

Внимание! Плоскостопие у детей в боль­шинстве случаев излечимо, и его необходимо ле­чить, так как оно нередко является одной из при­чин нарушения осанки.

  1. Ходьба на носках с сохранением пра­вильной осанки (голову держать прямо, не­много прогнуться, руки на пояс).
  2. Ходьба на внешней стороне стопы — пальцы поджаты вовнутрь, при ходьбе стопы ставить параллельно друг другу.
  3. Ходьба с поворотом стоп пятками наружу, носками внутрь.
  4. Ходьба по ребристой доске.
  5. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, одновременно стараясь поднимать выше пятки.
  6. Ходьба боком по палке, по толстому шнуру, канату.
  7. Перекаты с носка на пятку, стоя на полу или на палке.
  8. Ходьба на носках в полуприседе.

плоскостопия

  1. Ходьба на носках с высоким подни­манием коленей.
  2. Ходьба перекатом с пятки на носок. Корпус держать прямо, голову не опускать, положение рук произвольное. Энергичный подъем на носок, толкаясь пяткой.
  3. Ходьба по скошенной поверхности, пятки к вершине.
  4. Ходьба по наклонной плоскости на носках.
  5. Катание палки (диаметром 3 см) вперед-назад.
  6. Приподнимание на носки и опу­скание на всю стопу из положения ступни параллельно, пятки раздвинуты, большие пальцы вместе.

Вместе с мамой, вместе с папой.

Игровые упражнения для предупреждения развития плоскостопия у детей

1. «Забавный балет».

Встаньте со своим малышом на коврик напротив друг друга, ноги слегка расставьте, возьмитесь за руки. Поднимитесь на носочки, досчитайте до трех, опуститесь на всю стопу.

Выполните упражнение 3—4 раза, стоя на месте, затем — делая небольшие шаги вправо-влево, после этого на носочках походите по кругу хороводом. Напоминайте ребен­ку, что спинку нужно держать прямо, подбородок не опускать.

2. «Едем-едем-едем на велосипеде».

Мама и малыш садятся на коврик напротив друг друга на небольшом расстоянии. Руки ставят за спину с упором в пол. Стопами своих ножек ребенок упирается в стопы мамы. Мама и ребенок выполняют поочередные движения, имитируя езду на велосипеде (колени движутся от себя — к себе). Сначала движения выполняются в медленном темпе, а затем в более быстром. Необходимо следить, чтобы стопы малыша были всегда плотно прижаты к стопам мамы.

«Шагаем по дорожкам».

Ребенок вслед за мамой повторяет следующие движения:

ходьба босиком приставным шагом по толстому шнуру, е-тавя ногу серединой стоп на шнур;

ходьба по коврику с нашитыми на него пуговицами разного размера. Ногу ставить на коврик плотно;

ходьба по коврику с нашитыми на него полыми корпусами от фломастеров. Ходить по коврику следует скользящим шагом.

«Веселые друзья»

Папа и ребенок становятся на коврик рядом друг с другом. Папа показывает имита­ционные движения, малыш повторяет их вслед за ним. Необходимо обращать внимание ребенка на то, что спинку надо держать прямо, подбородок чуть приподнять, смотреть вперед.

«Мишка» — ходьба на внешней стороне стоп, руки согнуты в локтях, ладони вперед, пальцы рук широко расставлены. (При ходьбе можно произносить звук «р-р-р».)

«Гусь» — ходьба на пятках, руки в стороны — вниз. (Можно произносить «га-га-га».)

«Лисенок» — плавная, мягкая ходьба, ступая с носка на всю ступню (при этом раз­ноименную руку плавно направлять вперед перед грудью).